Уроки музыки на Откосе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уроки музыки на Откосе » Подготовка к сессии » Философия Образования


Философия Образования

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

1. Образование. Предмет философии образования.

В педагогике образование в широком смысле рассматривают как
социальный институт, задающий (нормирующий) в обществе процесс
постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально
значимого опыта с целью становления человека (превращения его в личность).
Для нас важно вычленить философскую суть, базовые характеристики
образования как социального института. С этой целью проанализируем это
определение с позиций логики. Здесь естественным образом усматриваются и
выделяются следующие системообразующие понятия.
Трансляция (...процесс ... передачи ...).
Культура (...социально значимый опыт ..., включающий все богатство
социокультурных программ общества). Сделаем несколько пояснений. Под
культурой мы понимаем то содержание социального опыта, которое обладает
положительным значением для человеческого рода, является ценным с точки
зрения объективного процесса развития общества и человека. (культура есть
система позитивных социальных образований). В культуре выделяют три ее
слоя или три вида: информационная культура (знания, теории, гипотезы,
представления, понятия, определения и т. д. всех видов и уровней: знаю);
операциональная культура (правила, приемы, методы, технологии, нормы и т.
д. всех видов и уровней: умею, могу) и мотивационная культура (позиции,
отношения, ориентации, убеждения, желания, влечения, цели, интересы,
долженствования и т. д. всех видов и уровней: хочу, убежден, должен).
Общество, социум (...общественно организуемый ...). Об обществе мы уже
говорили. Часто будет встречаться и понятие социум к которому относят все
социальное в обществе. Можно сказать, что социум - это общество без
человекотворных материальных систем (техносистемы, экосистемы и т. д.).
В содержании понятия образования неявно присутствует инструмент
нормирования образования, образовательной деятельности (… нормируемый
…), каковым выступают специально учреждаемые институты общества или
само государство.
Понятие «становление» представляет собой один из модусов
(разновидностей) снятия оппозиции «Человек - Общество» (личностно
ориентированные и социокультурные программы) и поэтому является
производным. В дальнейшем вместо становления человека мы будем говорить
о его социализации (включение человека в наличную систему социальных
отношений путем передачи ему и освоения им социального опыта),
предпочитая это понятие, как более адекватно отражающее сущность и
механизмы снятия оппозиции «Человек - Общество».
Сказанное позволяет дать следующую философскую трактовку системы
образования:
Образование представляет собой исторически обусловленную,
нормируемую трансляцию культуры в обществе (социуме), с целью
социализации человека.
Ясно, что в такой широкой трактовке образование позиционировано как
социальный институт общества.
Образование как социальный институт, как система, как целостный объект
изучается теорий образования - эдукологией (лат. educo - воспитание,
образование; греч. logos - слово, учение). У объекта «образование», как и у
любого другого объекта вообще, есть много сторон, явлений, элементов,
ракурсов, срезов, отношений с другими объектами и т.д., называемых
предметами этого объекта: социология образования, экономика образования,
педагогика, дидактика, теории и методики обучения конкретным дисциплинам
(частные методики) и пр. Объектом изучения философии образования
предстает само образование как единая система, как объект. Но философия
образования изучает этот объект со своих позиций, свою сторону образования,
свой предмет. Каков он? Мы представим философию образования в виде
системы - набора нескольких базовых элементов с указанием основного,
базового отношения между этими элементами.
При таком подходе предмет философии образования обязательно
включает в себя человека в качестве одного из элементов. Очевидно, два других
элемента - это собственно образование как социальный институт общества и
само общество. Наконец, и конституирование образования в социальный
институт, и его функционирование невозможно без государства (даже в его
архаичных формах), как основного нормирующего элемента.
Таким образом, предметом философии образования является система,
базисными элементами которой являются элементы: Человек, Образование,
Общество, Государство.
Элементы этой системы выписаны явно, а базисным отношением
выступает трансляция культуры, задающая всю сложнейшую гамму
возникающих здесь отношений и проблематику философии образования:
детерминанты образования, движущие силы и источники содержания
образования, роль учителя и ученика в системе образования, образование для
человека и общества, генезис образования, деятельности в системе образования
(обучение, воспитание, образовательные технологии и пр.) и т.д.
Теперь мы можем сказать, что предмет философии образования - это
система «Человек - Образование - Общество - Государство» с
базисным отношением «трансляция культуры».
Из сказанного, в частности, вытекает, что важнейшими подсистемами
предмета философии образования являются все его подсистемы, содержащие
элемент «образование»: «Человек - Образование», «Образование -
Общество», «Образование - Государство», «Человек - Образование -
Общество», «Человек - Образование - Государство», «Образование -
Общество - Государство». Эти подсистемы задают один из возможных
способов тематизации проблематики философии образования. Отсюда видно,
что уже первичная оценка проблематики философии образования выделяет две
основополагающие проблемы: первая - место и роль образования в жизни
человека; вторая - место и роль образования в жизни общества и государства.
Предмет философии образования можно артикулировать содержательно:
философия образования вычленяет и изучает предельные, глубинные
основания функционирования образования. Это поиск ответов и сами ответы
на вопросы: почему, зачем (детерминанты, движущие силы, цели и функции
образования), чему (содержание образования), кто (учитель), как (средства,
методы, технологии образования), где, в каких формах (образовательные
учреждения, уровни образования и т.д.) происходит, проводится, протекает
образование человека.
Содержательная трактовка предмета философии образования позволяет по
иному тематизировать основное содержание философии образования и как
исследовательской области, и как учебного предмета. В фокусе внимания
философии образования неизбежно оказываются проблемы: способностей и
потребностей человека (почему, зачем); соотношение педагогической
деятельности в обществе с другими типами деятельности (учитель, ученик);
социальное и политическое бытие образования (где, в каких формах); связи и
отграничения общего и профессионального образования; философское
содержание базовых концептов образования (таких, например, как образование,
обучение, воспитание); учитель и учебный предмет в системе образования
(содержание); философские основания методов и средств образования;
эдукогенез и его модели и т.д.
И системная, и содержательная трактовки предмета философии
образования эксплицируют целый ряд ее функций. В качестве важнейших из
них могут быть выделены следующие: гносеологическая, методологическая,
аксиологическая и праксиологическая функции.
Гносеологическая функция философии образования реализована в
философском осмыслении системы образования в обществе: детерминанты
возникновения, структура, движущие силы и т.д.
Методологическая функция обнаруживает философский статус методов
исследования, принципов, используемых в теории образования, педагогике и т.
д.: наблюдение, педагогический эксперимент, философский анализ оснований
методов воспитания, обучения и т. д.
Познавая, философски изучая образование, человек неизбежно
вырабатывает свое отношение к нему, оценивает его, сравнивает во времени и
пространстве различные системы образования, вырабатывает, формирует
некий идеал образования. Здесь и представлена аксиологическая функция
философии образования.
Человек не только познает образование, но и старается его преобразовать
(изменить, заменить) в соответствии с целями, задаваемыми образовательным
идеалом. Отношение к преобразованию образования (возможность,
необходимость, целесообразность, границы и т. д.) задает праксиологическую
функцию философии образования (выражением праксиологической функции
философии образования является, например, понятие реформы образования).

0

2

2. Человек. Теория человека. Периоды социализации.

Представленные в мировой философии понятия, определения, варианты
понимания человека весьма различны. Мы придерживаемся одного из них.
Человек - это универсальный объект исследования, средоточие всех
мыслимых теоретических и практических проблем. Человек самоутверждается
в мире надрефлексно, целеопределенно. В своей деятельности, как
целесообразном взаимодействии с миром, человек перекрывает пределы
наличного, творит новое, наращивает массив бытия. В этом его инаковость,
отличие от всех других форм бытия. В так представленном понимании
человека схвачена идея развития: высшие формы бытия основаны на низших,
содержат их в себе в снятом виде. Если мир развивается, то человек предстает
высшей формой состояния мирового процесса.
Развитие мира приводит к возникновению человека, социальных систем.
Возникновение и развитие социальных систем выступает, с одной стороны
результатом, а с другой - способом развития человека. В этом качестве
историческое развитие социальных систем объективно ориентировано на
развитие человека. Отсюда огромной важности вывод: человек выступает
универсальным критерием оценки развития социальных систем. Этот критерий
применим и к оценке образовательных систем, особенно, если речь идет об
обновлении, модернизации, реформировании системы образования: надлежит
отбросить все, что не работает на развитие человека, усилить, обновить,
привнести, все то, что способствует его развитию.
Несмотря на все это, человек сегодня наименее исследованный объект.
Человека исследуют самые различные науки: анатомия, психология,
социология, медицина, педагогика, эстетика, политика и т. д. Это неизбежно
лишает научный портрет человека целостности, делает этот портрет
фрагментарным. Интегрального научного портрета человека, теории человека
нет до сих пор, создание такой теории находится в стадии становления. И дело
не в том, что не осознается необходимость такой работы. Дело - в
чрезвычайной сложности объекта, каковым является человек. Сложность эта
безмерно возрастает, ибо изучать человека должен опять таки человек. Т. е.
требуется самоосознание человеком самого себя, требуется рефлексия
человека, нужны не только научные знания о человеке, но и оценка появления
человека в мире, его отношений с миром и самим собой. Такое изучение
человека возможно лишь в рамках философии. Иными словами, теория
человека - это философская наука, раздел философии, философская
антропология (греч. anthropos - человек).
Итак, если мы изучаем философию образования (глубинные, предельные
свойства системы «Человек - Образование - Общество - Государство»), то
надлежит представить философскую картину, философский портрет человека,
как индивида, как единичного представителя человеческого рода.
Философский подход к изучению человека предполагает включение его в
более широкое понятие «объект». Генетический (греч. genesis -
происхождение, становление) принцип анализа объекта (небытие -
возникновение - становление - уничтожение), будучи примененным к
человеку приводит к понятию его жизненного пути: рождение, становление,
развитие, судьба, смерть и т. д. Двигаясь по своему жизненному пути, человек
претерпевает различные изменения, превращения, метаморфозы, переходит из
одного состояния в другое. В крупном плане в теории человека выделяется два
состояния человека:
1. Потенциальный человек.
2. Актуальный человек.
Выделение названных состояний человека имеет самое прямое отношение
к философии образования. Дадим краткую философскую характеристику
каждому состоянию человека.
Потенциальный человек. Понимание человека как социального существа с
полноценным биопсихическим субстратом имеет две составляющие, две
ипостаси – биологическую (точнее биопсихофизиологическую) и социальную.
Отсюда и двуплановость понятия потенциального человека: 1)
добиологическое - до акта рождения - существование человека, которое
детерминировано генетическими программами предков человека и 2)
досоциальное существование человека - родившийся человек только должен
стать человеком, он еще только «кандидат в человека». С точки зрения
образования мы фокусируем внимание на социальной составляющей человека.
Проблему социальной составляющей трудно переоценить. Ведь собственно
человеческие, т. е. социальные его качества не передаются по генетическим
каналам, их надлежит сформировать. А это - главнейшая, генеральная
функция образования. Следовательно, уже на этом этапе мы находим истоки
многих проблем реального образования: долгосрочное планирование сети
образовательных учреждений со всей их инфраструктурой (кадровое,
финансовое, материально-техническое обеспечение и т. д.), содержание
будущего образования, содержание и система подготовки педагогических
кадров и т. д.
Актуальный человек. В социальном смысле, как представитель
человеческого рода человек формируется в процессе социализации - процессе
трансляции и освоения (усвоения, присвоения) человеческой культуры, всего
социального опыта. Вся полнота содержания понятия образования
присутствует именно здесь: образование выступает одной из главных
институциональных (образование = социальный институт) форм социализации.
Социализация человека осуществляется в течении всей его жизни, в
различных - организованных и неорганизованных - формах, с различной
глубиной, содержанием, скоростью и т. д. В этом случае в процессе
социализации неизбежно выделяются ее этапы. Крупным планом удобно
выделить следующие три этапа, периода социализации.
I. Идентификация (актуальный человек как индивид). На этом этапе только
что родившийся человек приобретает общее, присущее всем людям, всему
человеческому роду (идентифицирует себя с человеческим родом): осваивает
основной канал и способ коммуникации - речь, учится ходить, осваивает
базовые правила общежития и нормы поведения (санитарно-гигиенические,
морально-нравственные и т.д.), начатки способов освоения мира
(художественно-образный, логико-понятийный) и т. д. Общее задается и
усваивается ребенком на биопсихическом субстрате, генетически задающем
неповторимость особенность, каждого человека (телосложение, рост, цвет
кожи, глаз, волос, походка, голос, дактилоскопическая карта, психический тип
и т. д.). Единство генетически заданного и общего в человеке схватывается
понятием индивид. Становление индивида и происходит в процессе
80
идентификации. С определенной долей условности период идентификации
можно ограничить дошкольным возрастом (до 6 – 7 лет).
II. Индивидуализация (актуальный человек как индивидуальность). Уже на
первом этапе социализации индивид наделяется социальными качествами.
Богатство качеств индивида является той основой, на которой в процессе
дальнейшей социализации происходит становление и развитие социально
неповторимых, оригинальных, специфических, особенных качеств человека,
выделяющих его из человеческого рода: быстрота мышления, задатки,
способности к тому или иному виду деятельности, свойства характера и т. д.
Неповторимость, особенность человека определяется понятием
индивидуальность. Опять - таки с определенной условностью период
индивидуализации (становление индивидуальности) можно отнести к
школьному возрасту (6-7 лет - 16-17 лет).
III. Персонализация (актуальный человек как личность). Персонализация
представляет собой третий - высший - этап социализации, являясь целью
всего процесса социализации в целом. На этапе персонализации формируется
личность - социально активный человек, субъект человеческой истории.
Личность - это предельное, высшее состояние человека как единичного
представителя человечества. На этапе именно персонализации развитие
человека принимает формы саморазвития (образование - самообразование,
воспитание - самовоспитание, деятельность - самодеятельность и т. д.). В
известной степени персонализация совпадает со всей самодеятельной,
самостоятельной частью жизненного пути человека. Что касается образования
как институциональной формы социализации человека, то персонализация
соответствует профессиональной фазе образования, особенно высшего, и,
следовательно, соответствует возрасту с 17-18 лет до 22-23 лет системы,
задаваемой философскими категориями «общее» (индивид), «единичное»
(индивидуальность), «особенное» (личность).

0

3

3. Потребность как родовая, сущностная сила человека.

Родившийся ребенок еще не является человеком в социальном смысле, он
не обладает социальными человеческими качествами. Эти качества не
передаются по генетическим каналам. Но ребенок и не животное, равно как
никакое животное ни при каких условиях не станет человеком. Иными словами,
ребенок пока лишь потенциальный человек: собственно человеком, человеком
в социальном смысле он становится лишь в процессе социализации. С другой
стороны, он все же человек, поскольку в нем генетически заложена
возможность - в отличие от любого животного - стать человеком.
Таким образом, первичный анализ становящегося человека указывает на
наличие у него потенциала (лат. рotentia - сила, мощь). Наша задача -
провести философский анализ потенциала человека. Понятно, что сам
потенциал человека не является чем-то постоянным, застывшим. Он
развивается и реализуется в ходе социализации человека.
В состав потенциала человека, безусловно, входит он сам как целостность
своих биологических (тело, руки, ноги, голова, сердце, органы чувств и т. д.),
физиологических (процессы жизнедеятельности) и психических качеств
(мышление, речь, память и т. д.). Единство биологических, физиологических,
психических качеств человека называют его биопсихическим субстратом (лат.
substratum – подкладка, основа). Именно на биопсихическом субстрате
человека базируются все его потенциальные качества более высокого порядка,
его потенциал. Человеческие качества можно перечислять бесконечно.
Желательно выделить среди всех этих качеств базисные, предельные, родовые,
сущностные. Такими родовыми, сущностными качествами человека являются
его потребности и способности. Внимательный анализ человеческих свойств и
качеств (воля, целеустремленность, знания, установки, физическая сила,
ловкость и т. д.) показывает, что все они в конечном итоге являются видами,
модусами, комбинациями различного порядка потребностей и способностей
человека самого разного уровня. Для ребенка потребности и способности
выступают на первом этапе в форме жизнепотребностей и жизнеспособностей.
Теория потребности. Потребность – одна из двух родовых, сущностных
сил человека, составляющих его потенциал. Родовая - потому что присуща
всем людям, сущностная - поскольку выражает кардинальное, глубинное,
генеральное качество человека. Потребность является побудительной силой,
пусковым механизмом деятельности человека. Прототипом человеческих
потребностей является жизнепотребность живых организмов. Потребность
человека включает в себя и жизнепотребность, но она у него «осоциалена»
(приготовление пищи, отправление естественных надобностей, продолжение
человеческого рода, поведенческая практика и т. д.). Отсюда видно, что
потребность - это социальное образование, присущее человеку, социальным
системам.
Потребность - это объективное состояние человека, детерминированное
рассогласованием наличной, фактической и требуемой, искомой мер его бытия.
Отсюда ряд экспликаций (лат.: explicatio - разъяснение, развертывание):
1.Потребность объективна, поэтому может и не осознаваться отдельным
человеком;
2.Потребность - это противоречие;
3.Потребность - это состояние, т.е. мера бытия человека, поэтому
сопряжена со временем;
4.Если потребность сопряжена со временем, то мы имеем дело с
потенциальным. Если с течением времени наличная мера человеческого бытия
меняется, переходит к требуемой, то мы говорим, что потребность
удовлетворена. В зависимости от социальной сущности потребности
происходит или не происходит развитие человека, происходит прогресс или
регресс. Характер потребностей человека, механизмы их удовлетворения -
основа развития человека, развития его потенциала.
5.С философской точки зрения у человека существует не множество, а
одна универсальная потребность, на базе которой, в процессе деятельности,
выявляются, формируются и развиваются различные системы потребностей
(физические, духовные, нравственные, материальные, образовательные и т. д.),
являющиеся различными способами бытия, различными метаморфозами (греч.
meta - после, вслед за, morphe - форма) одной универсальной человеческой
потребности. В обыденной жизни эти метаморфозы и называют различными
потребностями человека.

Философское оценка человека через призму системы «Человек - Мир»
указывает на глубинное основание человеческих потребностей: противоречие
между человеком и окружающим его миром. Отсюда важный
методологический вывод: система образования появляется как
институциональная форма удовлетворения потребностей человека
определенного типа - образовательных потребностей с целью социализации
человека.
Образовательные потребности человека удовлетворяются в
образовательной деятельности в сфере образования, снимающей в себе и
высший уровень образования - самообразование.
Потребности человека, их развитие и необходимость их удовлетворения
посредством деятельности детерминируют формирование цели деятельности
как идеальной формы результата деятельности и удовлетворения потребности.
Здесь выявляется схема деятельности, предстающая и схемой удовлетворения
потребностей. Поставленная цель, будучи соотнесенной со средой
деятельности, превращается в задачу. Способы решения задачи (этапы,
последовательность, время, средства, и т. д.) выступают в виде программы
деятельности. После чего осуществляется сама деятельность, направленная на
удовлетворение потребности. В итоге появляется следующая, пока упрощенная,
схема или алгоритм человеческой деятельности:
потребность - цель - задача - программа - деятельность
По этой схеме по существу проистекает любая деятельность.
Методологическое значение этой схемы для образования заключается в том,
что следование этой схеме делает образовательную деятельность эффективной.

0

4

4. Способность как родовая, сущностная сила человека.

Теория способности. Способность - вторая, наряду с потребностью,
родовая, сущностная сила человека. Если потребность - побудительная сила,
то способность - деятельная сила. Генетическим основанием способности
человека является жизнеспособность живых организмов. Человеческая
способность это осоциаленная жизнеспособность. Способность выступает не
иначе как способность к деятельности.
Мы рассматриваем способность как социально заданную возможность
формирования на биопсихическом субстрате человека функциональных систем
для определенной деятельности.
Отсюда ряд экспликаций:
1.Способность не сводится ни к биопсихическому, ни к социальному в
человеке. Это - социальная трансформация биопсихического субстрата;
2.Биопсихическое представлено в способностях генетическими
программами предков человека, его генофондом (возможности голоса,
психотип и т. д.), выступающим базой его личностно ориентированных
программ;
3.Социальное в способности представлено социокультурными
программами человечества, общества в данный исторический период, в том
числе и локально-этническими проекциями этих программ (обычаи, нравы
данного народа в данной местности, страна, город, село, социокультурные
возможности в данном случае и т. д.). Самый полноценный биопсихический
субстрат не проявит способности, если он «социально неокультурен».
Например, способность к психологической совместимости людей в
экстремальных ситуациях возникает на определенном историческом этапе при
возникновении экстремальных видов деятельности (космонавтика, подводный
флот и т. д.). В то же время, отсутствие возможностей вокального пения в
данном селе не выявит потенциальные способности у кого-либо из его жителей
и т. д. С другой стороны, даже самый развитый социальный опыт не
сформирует способность на ущербном с т. зр. данной деятельности
биопсихическом субстрате (нет голоса, слуха - не стать певцом);
4.Способность человека существует лишь в отношении деятельности. Это
означает, что способность а) выявляется, б) формируется и в) развивается в
деятельности. Этот вывод имеет огромное методологическое значение для
образования: выявить, сформировать и развить способность можно только
правильно организовав образовательную деятельность с точки зрения типа,
качества, уровня, организации и т. д. (см. также схему деятельности);
5.Способность выступает в качестве возможности образования на
биопсихическом субстрате человека тех или иных функциональных систем.
Функциональная система рассматривается как композиция тех или иных
биопсихических качеств человека, организованных определенного типа
социальным опытом: музыкальным, техническим (композитор, инженер и т. д.).
Если та или иная деятельность не организована, не представлена,
соответствующая функциональная система не сформируется, а при утрате
деятельности происходит декомпозиция уже сформированной функциональной
системы (разрушена система натурального хозяйства - не формируется или
теряется способность к народным ремеслам; нарушена система дошкольного
воспитания - уменьшается число людей, способных к работе с малышами;
уехал учитель музыки из села - исчезает основа выявления музыкальных
способностей у сельских ребят и т. д.);
6.С философской точки зрения у человека существует не множество, а
одна, универсальная способность формировать функциональные системы для
различных видов деятельности, но формировать множество таких систем,
являющихся различными способами бытия, различными метаморфозами одной
универсальной человеческой способности. В обыденной жизни эти
метаморфозы и называют различными способностями человека. Этот вывод
имеет огромное методологическое значение для образования: не существует
неспособных людей. В силу различных обстоятельств у человека может быть не
выявлена или не сформирована какая-либо функциональная система для
определенной деятельности.

Если способность проявляется в деятельности, то деятельность выступает
способом бытия способности. Потребность же выступает как побудительная
сила к деятельности. В деятельности снимаются потребность и способность, в
результате деятельности удовлетворяется старая потребность, появляется
основа возникновения новой потребности, развивается способность человека,
возникает новое качество способности, появляются новые возможности для
возникновения качественно иных способностей. Происходит развитие
человека.
Различают несколько уровней, модусов (лат. modus - способ, мера,
разновидность, ср. modus vivendi - способ жизни) способностей:
1.Задатки - низкий уровень способностей, тождественный самой
возможности возникновения функциональных систем;
2.Одаренность - средний уровень способностей. Человек способен
варьировать наличным (анализировать, сопоставлять, делать выводы и т. д);
3.Талант - высокий уровень способностей. Человек способен создавать,
продуцировать, творить новое, но в заданных рамках, границах, в границах
меры наличного;
4.Гениальность - высший уровень способностей, позволяющий создавать
принципиально новое. Талант нарушает прежнюю меру и создает новую.
Методологическое значение уровней способности: первые два уровня
(задатки, одаренность) обеспечивают репродуктивный уровень обучения; два
других (талант и гениальность) - продуктивный уровень обучения.
Сформированную способность называют готовностью человека (к
деятельности). У готовности зримо выделяются два блока, две плоскости:
информационная готовность (знаю как действовать) и операциональная
готовность (умею действовать, научен, испробовал). Для образовательной
деятельности выделение этих (информационного и операционального) блоков
несет в себе большой продуцирующий потенциал. Образование (в узком
смысле) - это формирование именно информационной готовности. Обучение -
формирование операциональной готовности человека к деятельности. Но
операциональная готовность неизбежно формируется на основе
информационной. Поэтому, весь процесс обучения (научения) неизбежно
выступает как процесс «оборачивания теории в метод».

0

5

1

0


Вы здесь » Уроки музыки на Откосе » Подготовка к сессии » Философия Образования